Сумы, 19 апреля 2018: 
Присоединяйся к нам

К чему нужно быть готовыми сумчанам, когда установка общедомовых узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды стала обязательной

Не успели первые числа наступившего, 2018 года, появились на календаре, как к ним не замедлили присоединиться новые испытания для граждан или, как говорят высокие государственные деятели — «неминучі покращення».

Директор департамента инфраструктуры Сумского горсовета Григорий Яременко на последнем заседании планово-бюджетной депутатской комиссии решил заранее предупредить депутатов о предстоящих проблемах.

А причина такого беспокойства господина Яременко обусловлена тем, что общедомовые счетчики тепловой энергии, холодной и горячей воды отныне являются обязательными.

Обеспокоенность Сумского горсовета темой установки общедомовых узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды крайне понятна, ведь ЗУ «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», который вступил в силу 2-го августа прошлого года предусматривает, что органы местного самоуправления принимают решение о выделении средств из местного бюджета на оснащение узлами распределительного учета тепловой энергии или приборами — распределителями тепловой энергии в помещениях зданий, которые на день вступления в силу настоящего Закона были присоединены к внешним инженерным сетям. А где взять горсовету такие средства — пока не ясно, если даже сама «цена вопроса» доселе неизвестна.

Попытаемся разобраться с данным нормативно-правовым актом и с тем, что он принес потребителям коммунальных услуг.

Операторам сетей дается 1 год (до 2.08.18 г.) на установление в домах коммерческих приборов учета тепла, 1 год (до 2.08.18 г.) на установление коммерческих приборов учета воды в нежилых помещениях и 2 года (2.08.19 г.) на установление коммерческих приборов учета воды в жилых домах.

Показатели поквартирных индивидуальных счетчиков также будут учитываются, но по принципу распределительного учета коммунальных услуг (распределительный учет) — определение с помощью узла распределительного учета (прибора — распределителя тепловой энергии) и/или по установленным правилам (методиками) количественных показателей полученной потребителем комуслуги, на основании которых осуществляется распределение показаний узла коммерческого учета между потребителями в зданиях.

Периодическая поверка узлов распределительного учета будет осуществляться в соответствии с межповерочным интервалом, указанным в техническом паспорте на это средство, но не менее одного раза в шесть лет для средств механического типа и не менее одного раза в девять лет для средств других типов.

При этом действующим нормативно-правовым актом по вопросам тарифообразования не предусмотрена возможность учета в тарифах на услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой расходов, связанных с проведением работ по периодической поверке, обслуживанию и ремонту домовых приборов учета, которые являются собственностью жильцов многоквартирного дома. Потребители будут оплачивать эти услуги отдельно.

Можно говорить, что новый закон защищает интересы тех потребителей, чьи квартиры недополучают тепло. Если установят факт несанкционированного вмешательства отдельных потребителей во внутридомовую систему отопления и/или горячего водоснабжения, которая используется для целей отопления, что привело к ее разбалансировке, то объем тепловой энергии или горячей воды, необходимый для достижения нормативной температуры в помещении (+18 градусов и +20 градусов в угловых комнатах), перераспределяется на таких потребителей.

Новеллой в законе является то, что в случае выявления в доме утечки горячей, холодной воды из внутридомовых сетей горячего, централизованного водоснабжения в течение расчетного периода, оплата объемов такой утечки возлагается на самих потребителей с оговоркой наличия у них права требовать от лица, по вине которого произошла такая утечка, возмещения им стоимости распределенного между ними объема горячей, холодной воды в части, превышающей объем, определенный с помощью узлов распределительного учета, и для потребителей, помещения которых не оснащены узлами распределительного учета, — в соответствии все с той же методикой, которую должен утвердить Кабмин.

Согласно закону, отказаться от коммерческих приборов учета (домовых счетчиков) нельзя. У потребителей остается возможность согласовывать с оператором условия установки счетчика или самым установить прибор учета. Потребители, которые устанавливают общедомовые счетчики за свой счет, будут платить меньший тариф. Если же не устанавливают и хотят, чтобы это сделало предприятие, предоставляющее коммунальные услуги, тогда они платят отдельно – платеж уменьшается на сумму этой инвестиционной составляющей, и дополнительно они платят за счетчик и его обслуживание, но не сразу —  сумма будет рассрочена на 5 лет.

Также предусматриваются штрафы для должностных лиц и для граждан за нарушение закона о коммерческом учете. В отношении потребителей (физических и юридических лиц (и их руководства) могут применяться административные штрафы, в частности, за самовольное использование тепловой энергии, горячей и холодной воды без приборов учета (если использование приборов учета обязательно). Штрафы, используемые как альтернатива предупреждению, составляют от 170 до 850 грн. для граждан или от 510 до 1360 грн. для руководства предприятий.