Сумы, 21 сентября 2018: 
Присоединяйся к нам

Оптимизация системы судоустройства Украины: цель сделать лучше или просто — «сделать»?

Новая редакция Закона Украины  «О судоустройстве и статусе судей» предусматривает, что вместо районных, межрайонных, районных в городах, городских судов будут созданы местные окружные суды.

Однако механизм и форма укрупнения судов Законом не определены. Поэтому, как «відповідно до вимог чинного законодавства» будет происходить данный процесс непонятно ни служителям Фемиды, ни юристам и правоведам, ни, тем более, простым обывателям. Что принесет эта оптимизация гражданам Украины, также является загадкой.

Изначально «в народе» шла речь о простом переименовании, теперь везде на слуху термин «оптимизация», которым назвали объединение нескольких районов в округа с одним центральным (окружным) судом.

Судьи Сумщины наряду со своими коллегами из других областей озвучили собственную позицию относительно оптимизации системы судоустройства Украины.

В частности, на собрании судей, которое состоялись сегодня, 5 декабря, судьи Белопольского районного суда признали неприемлемым предложение ГСА о создании Сумского окружного суда на базе Сумского, Белопольского, Краснопольского и Лебединского районных судов. Их предложение свелось к созданию Белопольского окружного суда Сумской области, территориальная юрисдикция которого распространялась бы на г. Белополье, г. Ворожбу и Белопольский район Сумской области.

Также, 22 ноября, собранием судей, Шосткинский горрайонный суд высказался о неприемлемости варианта оптимизации от ГСА и предложил свое видение укрупнения.

Днем ранее этот же вопрос стал предметом собрания судей Заречного районного суда г. Сумы.  Итогом собрания стало единогласное решение судейского корпуса направить ГСА свою модель оптимизации, способной в полной мере обеспечить баланс между интересами государства в укрупнении судов, а также интересами и гарантиями граждан в доступе к правосудию.

В информационном пространстве страны вариаций на тему «интересов государства в укрупнении судов»  витает множество. Самыми распространенными из них оказались две: кадровая и политическая.

Под первой подразумевается оптимизация именно в таком виде из-за проблем с нехваткой судей, когда у судов нет возможности нормально осуществлять правосудие.

На основании второй, главной причиной столь спешной и непродуманной оптимизации подразумевают политическую составляющую, ведь к 2018 г. Президент утратит право формировать систему судов в государстве, т. е. создавать и ликвидировать их, определяя количество штатных единиц судей в каждом. Эти полномочия получит Верховная Рада Украины. Логично, что Гарант желает воспользоваться своим правом, поскольку некоторые депутаты, очевидно, захотят создать окружные суды именно на своих избирательных участках. А в политической борьбе суды — это гремучая смесь и непредвиденные последствия.