Присоединяйся к нам
1

Почем Додон хотел продать Молдову РФии

Купить нельзя завоевать. Именно так можно одним предложением охарактеризовать внешнюю политику России, которой она неуклонно придерживается с начала своего существования, периодически изменяя расположение запятой в зависимости от ситуации. Все мы помним 2013 год, когда Россия намеревалась предоставить Украине (следует читать Януковичу) кредит на $3 млрд. Такой кредит должен был обеспечить победу пророссийскому президенту, дополнительно «привязав» его долговыми цепями к «матушке России». Общество никогда не узнает какие обязанности брал на себя ценитель золотых батонов, однако очевидным является тот факт, что будь какой кредит от страны с такой историей является ничем другим, как инвестицией для удовлетворения геополитических аппетитов.

Когда Путину стало понятно, что купить украинцев не вышло, он решил пойти другим путем — путем военной агрессии, аннексировав Крым и устроив кровавую войну на Донбассе. Украинский сценарий стал наукой и предостережениям для стран, которые рассматривали возможность сотрудничества с Россией .

Однако не для Молдовы. Точнее не для ее лидера, с благозвучной для каждого украинца фамилией Додон. Пятый президент Молдовы, имея откровенно пророссийские взгляды, всегда агитировал за «налаживание добрососедских отношений» с Кремлем. В декабре прошлого года Игорь Додон договорился с Владимиром Путиным о том, что Москва выделит Молдове льготный кредит. И хотя сначала шла речь о $600 млн., потом сумма уменьшилась вдвое, а в финальной версии, которую рассматривали в парламенте Молдовы, сумма уменьшилась до 200 млн. евро.

Первый транш в 100 млн евро ожидался 23 мая, за пять месяцев до президентских выборов в Молдове. Второй — 30 октября, вскоре после них. Однако как и семь лет назад, что-то пошло не по плану Москвы. Реализация кремлевского сценария столкнулась с сопротивлением сознательных молдовских политиков и простых граждан, которые сразу выступили против соглашения, видя в ней ряд неприемлемых для себя пунктов.

На первый взгляд кредит, который предложила Россия, имеет достаточно привлекательные условия: срок 10 лет, 2% годовых с отсрочкой платежа в первый год, возможность использовать средства на бюджетные потребности.

Однако, получение кредита несет в себе серьезные риски как для безопасности, так и для экономики страны.

Во-первых, обязательная необходимость привлечения русских компаний к проектам, на которые будут реализовываться на деньги, выделенные Москвой.

Во-вторых, в случае невыплат, как за этим кредитом, так и за другими кредитными обязательствами, в том числе частными (на которые по соглашению будут распространяться государственные гарантии), Россия будет иметь право консолидировать долг и требовать его немедленной выплаты.

В-третьих, и на это указывают и украинские аналитики, средства могут пойти на инфраструктурные проекты, в том числе на территории непризнанного Приднестровья, и эти проекты могут иметь, среди прочего, и двойное, военное назначение (не надо забывать, что лишь на протяжении первых четырех месяцев на территории Приднестровья было проведено близко шестьдесят военных учений, которые координировались Оперативной группой русских войск).

Учитывая такие «благие намерения», оппозиционный блок ACUM (PAS и платформа DA) сразу обратился к Генеральной прокуратуре Молдовы с требованием расследовать обстоятельства принятия соглашения.

И если это было достаточно предсказуемо для Додона, то то, что и другие парламентские силы проявили характер стало для президента неприятной неожиданностью. Партия «Шор», которую в свое время считали марионеткой олігагарха-втікача Влада Плахотнюка, отказалась голосовать за согласование русского кредита. Группа Pro Moldova, которую возглавляет близкий к Плахотнюку Андриан Канду, выступила с обращением к Конституционному суду с требованием проанализировать условия кредита на предмет конституционности.

Следует отметить, что депутаты из группы PRO — Moldova, партий «Действие и солидарность» и «Достоинство и правда», считают соглашение политическим и «опасным для страны». Даже Демпартия, которая входит в коалицию с социалистами, в лице ее почетного президента Думитру Дьякова настояла на поправках к соглашению, согласно которым государственные гарантии долгов каждого отдельного предприятия должны проходить процедуру согласования с парламентом.

Больше того, в Конституционном суде, в поддержку которого мог бы рассчитывать президент Додон, случился «переворот», близкий к Додону председатель суда, Владимир Цуркана, был смещен с должности, а новый председатель Домника Маноле, в конечном итоге, приостановила кредитное соглашение с Россией.

И хотя ситуация с блокированием русских денег не завершена, но это «резкий удар под дых Кремля» и яркая демонстрация того, что сильная профессиональная оппозиция и честный, независимый Конституционный суд являются действенными инструментами для противодействия коррупции наивысшего уровня, а также залог суверенитета и защиты страны от внешнего влияния.

Источник: https://m.censor.net.ua

comments