В связи с противостояниями между так называемыми нерегулярными перевозчиками и активистами из ООО «Східний корпус», которые якобы помогали инспекторам Укртрансбезпеки проверять межобластные маршрутки, для урегулирования ситуации с данным видом пассажирских перевозок, была создана рабочая группа по совершенствованию реализации мер государственного контроля за соблюдением требований действующего законодательства при осуществлении пассажирских перевозок на автобусных маршрутах общего пользования.
Первыми совместными наработками стало взятое на себя обязательство облгосадминистрации подготовить и предоставить предложения в Мининфраструктуры и народным депутатам от Сумщины о внесении изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте» в части упорядочения видов пассажирских перевозок.
Безусловно, автобусные перевозки играют ключевую роль в работе транспорта не только Сумского региона, но и, без преувеличения, всей Украины. Это следствие их высокого социально-экономического значения в жизни общества и выполнения одной из важнейших гарантий государства — свободы передвижения.
Трансформация этой отрасли сопровождалась передачей большинства функций управления с центрального на местный уровнень (нередко без должной передачи необходимых полномочий и финансовых ресурсов). В итоге, для сложившейся системы управления автотранспортом, характерно видимое противоречие между резким усложнением объекта управления с одной стороны и недостаточной ролью государства в регулировании его функционирования и развития — с другой.
Прямое государственное управление сферой пассажирского автомобильного транспорта выражается в лицензировании, распределении маршрутов среди перевозчиков на конкурсной основе при перевозках в регулярном городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Нерегулярные же пассажирские перевозки на дальние расстояния организуются на принципах самоокупаемости. Это и приводит к возникновению сложных, зачастую взаимосвязанных проблем.
Безальтернативность побуждает пассажиров использовать транспортные средства любого качества и по любой предложенной цене перевозки.
Для рынка пассажирских перевозок характерно наличие большого числа «серых» перевозчиков. Помимо этого, здесь встречаются так называемые «перевозчики-арендаторы». Победитель конкурса на обслуживание указаного маршрута — перевозчик-арендатор — передает право обслуживания маршрута третьему лицу путем ежедневной продажи путевых листов. Таким образом, перевозчик-арендатор не несет расходов по ремонту подвижного состава, на оплату труда, закупку запасных частей, горюче-смазочных материалов и т.д., в отличие от перевозчика, имеющего собственный подвижной состав. Не являясь владельцем машин, перевозчик-арендатор не страхует свою гражданско-правовую ответственность, соответственно, не несет ответственность ни перед пассажирами, ни перед другими автовладельцами в случае ДТП.
Указанная ситуация свидетельствует о необходимости совершенствования системы регулирования общественного пассажирского транспорта, перехода к качественным критериям допуска на рынок, а также использования наилучших международных практик.