Присоединяйся к нам
1

Ярослав Грицак рассказывает доступно о путинском «православии головного мозга» (часть 3)

Непростая история для вдумчивого христианина, не так ли?

Когда-то у нас в УКУ (Украинский Католический университет) во время Евромайдана была дискуссия: или надо Украине идти в Європу, если Европа есть такой секулярной (Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий) ?

Тогдашний ректор УКУ , а нынешний владыка Борис Гудзяк дал очень добрый ответ: мы идем в Європу не только для того, чтобы менять Украину — но и для того, чтобы менять саму Европу. Он сравнил Украину с библейской Палестиной. Две тысячи лет назад там появился какой-то неизвестен никому проводник секты, который называл себя сыном Божьим и собрал около себя 12 полуграмотных рыбаков и крестьян, — и это в Палестине, которая было дикой провинцией большой Римской империи. А прошло несколько сот лет, и главный храм в столичном Риме назвали именем одного из тех двенадцати.

Поэтому вопрос, который вы ставите, является вопросом открытым : мы будем жить в том мире, который собе создадим, какие цели перед собой ставим. Если мы хотим возвести нашу жизнь лишь, словами Чеслава Мілоша, к «папе, люлю, каки» (католическая доктрина, касающаяся значения и авторитета епископа Рима по сравнению с другими епископами христианской церкви.), то будем иметь секулярную Украину в секулярной Европе.

Если же мы примем, что мы имеем не только тело, но и душу, и она имеет свои потребности, то есть шанс, что и Украина, и Европа будут другими.

Так может Церковь помочь государству или нет? —

Я не говорю здесь как проповедник, потому что был бы слабым и смешным. Говорю как историк.

Польша не стала бы страной, которая первой вышла из коммунизма, которая сумела сделать реформы, если бы не тогдашняя польская церковь, такие фигуры как папа Иван Павел ІІ и о. Юзеф Тишнер, катехит «Солидарности», как краковская среда либералов-христиан вокруг газеты «Тигоднік повшехний» и журналов «Знаку и Вєнзь», в конечном итоге, фигур Чеслава Мілоша, который был очень христианским поэтом, Лешека Колаковского, одного из наибольших философов и богословов наших времен.

Напомню также популярность блаженнейшего Любомира Гузара : он был главой Греко-католической церкви, но когда он говорил, его слушали все — и православные, и атеисты. Он имел редкий талант говорить о будничных вещах языком не будничности.

Источник: religionpravda.com.ua

comments