Присоединяйся к нам
1

Ярослав Грицак рассказывает доступно о путинском «православии головного мозга» (часть 5)

ИДЕЯ ПОСЛЕВОЕННОГО ПРИМИРЕНИЯ – ЭТО ИДЕЯ, КОТОРАЯ ВЫХОДИТ Из ЦЕРКОВНОЙ ПРАКТИКИ,

– Церковь и международные конфликты. Я задумалась об участии церквей в конфликтах из-за того, что в настоящий момент говорят о гипотетической миротворческой роли УПЦ МП для Донбасса, которая была фактически его участником. Мне кажется, что постсоветское пространство не имеет опыта миротворческой церкви, который из тех конфликтов не возьми, – Кавказ, Грузия, Украина. Но есть ли в мире примеры вот таких успешных церковных миссий?

– Есть, и таких примеров есть много.

Вообще вся идея послевоенного примирения – это идея, которая выходит из церковной практики. Современная Европа с ее лозунгом «больше никогда войне» началась с французско-немецкого примирения 1950-х. Ее архитектами были Аденауер и где Голь, политики верующие и практикующие католики.

Польско-немецкое примирение – это дело в первую очередь польских и немецких епископов, которые в 1960-х обменялись письмами с формулой «Прощаем, – и просим прощения».

Один из ближайших примеров – это Комиссия правды и примирения в Южной Африке, председателем которой был епископ Дезмонд Туту.

Когда мы в 2002 г. пробовали помирить поляков и украинцев относительно польско-украинской войны 1918-1919, мы попросили блаженнишого Любомира Гузара и тогдашнего гордеца римо-католиков в Украине Марьяна Яворского возглавить общую польско-украинскую встречу на кладбище и начать ее с молитвы. И это подействовало.

Зато когда мы пробовали повторить эту модель в 2013 г. на Волыни, местным епископом формула «Прощаем – и просим прощения» просто не могла пролезть через горло.

Или сравните заявления нынешнего гордеца римо-католической церкви в Украине, который публично сказал, что война на Донбассе – это наказание украинцам за Волынь, и даже если бы украинцы трижды попросили прощение у поляков за Волынь, поляки должны были бы еще подумать, принимать ли такое извинение?!

С одной стороны, можно быть председателем христианской церкви и не быть христианином. С другой стороны, ни одно примирение не будет настоящим и прочным, если не будет иметь религиозного измерения.

Источник: religionpravda.com.ua

comments