В последнее время Федеральные субъекты РФ становятся больше похожими на черные дыры, пожирающие кредитные ресурсы. Внутренний дефолт в России становится вполне реальным. Ситуация неутешительная и должна насторожить население РФ.
Жизнь в долг
В лучшие времена, а это было десять лет назад – в 2006 году, прибыльными были двадцать российских регионов. Сейчас же их количество сократилось вдвое – до одиннадцати. Конечно же, это такие целые государства в государстве как Москва и Санкт-Петербург с областями, а также Татарстан, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Калужская, Самарская, Свердловская, Тюменская и Ярославская области. Остальные субъекты – дотационные, а проще говоря – убыточные.
Чтобы их администрации могли вовремя выплачивать бюджетникам зарплаты и обеспечивать другие социальные гарантии, они берут кредиты, по возможности, государственные из федерального бюджета. Они и дешевле, под символические 0,1 %, и срок погашения – до трех лет. Но регионам, у которых долг превысил отметку в 70% от доходов, этот источник финансирования не доступен.
Проводимая Москвой внутренняя политика ввергает регионы в банковскую кабалу
В процесс обнищания регионов свой весомый вклад внес президент В.Путин, издав в мае 2012 года указы о повышении зарплат бюджетникам. Как следствие, выполнение так называемых «президентских майских указов» увеличило расходы на социальные выплаты из местных бюджетов вдвое.
Справка: К майским указам относят следующие законодательные акты, которыми предусмотрено выполнение к 2018 году 218 поручений:
- № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;
- № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;
- № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»;
- № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
- № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
- № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса»;
- № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации»;
- № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»;
- № 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации».
Не удивительно, что, по данным Счетной палаты РФ, внутренний государственный долг России постоянно растет и составлял в октябре 2015 года почти 2,2 трлн.руб. При этом, в половине регионов общая сумма кредитов превышает 60% доходов, а в 12 субъектах кредитная задолженность превысила 100% доходной части бюджета.
На 2016 год в федеральном бюджете предусмотрено 310 млрд.руб. на кредитование регионов, но это на 40% меньше потребности, считают специалисты международного агентства Standard&Poor’s. В этих условиях внутренний долг России на 2016 год прогнозируемо будет расти. Регионы вынуждены брать деньги под большие проценты у банков. Большинство кредитов берется администрациями для погашения лишь процентов по ранее взятым займам. Таким образом, они скатываются в долговую яму. К примеру, на протяжении 2015 года выплаты регионов по кредитам выросли на 30%.
Если так пойдет и дальше, уверены эксперты, может так случится, что после обслуживание кредитов денег на социальные выплаты и зарплаты не останется.
Экономический кризис вносит свои коррективы в финансовые дела российской глубинки, усугубляя рост коммерческого долга регионов. По подсчетам Аналитического кредитного рейтингового агентства, при ожидаемом в 2016 году общем дефиците российских административных субъектов в сумме 148 млрд. руб. долг перед банками может перевалить за 1,5 трлн. руб.
После выборов хоть потоп
Казалось бы, политика России сегодня должна быть ориентирована на жесткую экономию средств региональных бюджетов. Но в условиях поставленной сверху задачи «обеспечить» парламентские выборы в России-2016, а потом и президентские в 2018-м, администрации стимулируются на увеличение расходов, которые призваны показать заботу Кремля о простом гражданине.
По расчетам аналитиков Standard&Poor’s, в 2017 году ситуация с внутренним долгом в России будет характеризоваться следующими цифрами:
- регионы вынуждены будут взять новых займов в сумме 1,7 трлн.руб. долгов;
- к концу 2017-го года расходы на погашение процентов по кредитам достигнут 860 млрд.руб.;
- суммарная задолженность составит почти 4,3 трлн.руб;
- коммерческие кредиты превысят обязательства перед федеральным бюджетом и составят более 50% общего внутреннего долга в России.
Поэтому эксперты пришли к общему мнению, что в ближайшее время будет наблюдаться скачкообразный рост внутреннего долга регионов в связи с увеличением банковских займов под гарантии администраций федеральных субъектов, а в 2018 году некоторые субъекты Российской Федерации станут перед необходимостью объявить дефолт. В таком случае, Минфин скорее всего возьмет на себя прямое управление региональной казной. Но в любом случае после проведения президентских выборов социальные расходы придется значительно уменьшать. Чем это обернется, будем смотреть.
И конечно же, об этих «неприятностях» новости России сегодня умалчивают, оставляя простых российских граждан в неведении.